Программа для расчета остойчивости контейнеровоза

Программа для расчета остойчивости контейнеровоза.
Высота центра тяжести контейнера нормирована ведущими классификационными обществами как половина высоты контейнера. В основе расчетных алгоритмов грузовых программ, используемых на контейнеровозах, лежит правило, согласно которому центр тяжести контейнера соответствует его геометрическому центру. При этом на практике очень часто фактический центр тяжести не совпадает с геометрическим, что приводит к изменению значения метацентрической высоты судна как одного из критериев остойчивости. В результате экипаж судна получает недостоверные данные о значении метацентрической высоты. Последующие операции по балластировке и бункеровке судна, основанные на неверных данных, могут, как минимум, привести к неоправданным расходам или даже оказать негативное воздействие на безопасность судна. В работе предложен алгоритм оценки влияния положения центра тяжести контейнера на метацентрическую высоту контейнеровоза.

Поставлены задачи: определить возможное положение центра тяжести контейнера исходя из реальных требований технологии перевозки грузов в контейнерах; оценить влияние изменения положения центра тяжести в установленных пределах на остойчивость контейнеровоза расчетно-экспериментальным путем с использованием программ расчета остойчивости действующих современных крупнотоннажных контейнеровозов. Рассмотрены несколько вариантов загрузки контейнеровозов двух типов: реальные варианты загрузки и смоделированные - включающие условия, заданные в рамках данной работы. В ходе расчетного эксперимента получены результаты, позволяющие считать, что принятые стандарты в отношении положения центра тяжести контейнера обоснованы. Доказано, что фактическое положение центра тяжести контейнера практически всегда приводит к увеличению фактической метацентрической высоты судна по сравнению с расчетной. Подчеркнуто, что экипажу судна важно располагать достоверной информацией о положении центра тяжести контейнеров на стадии планирования загрузки для обеспечения безопасности и экономически эффективной работы судна.

Ключевые слова. суда-контейнеровозы, контейнеры, центр тяжести, эксцентриситет, метацентрическая высота, остойчивость, балластировка, безопасность, экономическая эффективность. Читать полный текст статьи: PDF. Список литературы. Перси Х. Д. Остойчивость морского судна (метрическая система) / Х. Дж. Перси: пер. с англ. Д. Д. Соколова. - СПб.: МОРСАР, 2007. - 198 с. Царик Р. С. Влияние свободной поверхности жидких запасов на остойчивость контейнеровоза / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Междунар. науч.-техн. конф. «Молодежь. Наука.

Инновации». - Владивосток, 2016. - С. 25-31. Мальцев В. А. Применение метода конечных элементов к расчету напряженно-деформированного состояния палубных перекрытий контейнеровоза / В. А. Мальцев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - 6 (28). - 190-197. Мальцев В. А. Программный комплекс для оценки напряженно-деформированного состояния элементов палубы контейнеровоза / В. А. Мальцев // Вестник компьютерных и информационных технологий - 2016. - № 5 (143). - С. 12-20. DOI: 10.14489/vkit.2016.05.pp.012-020. Larsen N. Understanding the physics of trim: Special Greentech. Operational optimization / N. Larsen // Ship & Offshore. - 2010. - P. 36-38. Царик Р. С. Система оперативного контроля грузовых операций контейнеровоза (СОКГОК) / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Эксплуатация морского транспорта. - 2015. - № 2 (75). - С. 16-23.

Царик Р. С. Способы определения фактической метацентрической высоты контейнеровоза / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Междунар. науч.-техн. конф. «Молодежь. Наука. Инновации». - Владивосток, 2016. - С. 19-25. Соколов С. С. Математическая модель рационального размещения груза в трюмах судна / С. С. Соколов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2010. - № 3. - С. 89a-92. Соколов С. С. Четырехмерная модель комплектовки груза на судне / C. C. Cоколов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2011. - № 3. - С. 75-78.

Соколов С. С. Моделирование размещения груза при мультимодальных перевозках / C. C. Cоколов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2012. - № 4. - С. 98-105. Царик Р. С. Обеспечение оптимальной посадки крупнотоннажных контейнеровозов для заданных условий / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Вестник Морского государственного университета. Серия: Судовождение. - 2014. - № 67. - С. 77-83. Об авторах. Царик Руслан Станиславович - аспирант.

МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Акмайкин Денис Александрович - кандидат физико-математических наук, доцент.


Новинки: